Счетная палата

Выступление на оперативном совещании при главе городского округа Орехово-Зуево от 27.04.2015г.

О ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Контрольно-счетные органы занимают особое место в общей системе местного самоуправления. Их деятельность не связана с узковедомственными интересами и осуществляется независимо и самостоятельно на основе принципов законности, эффективности, открытости и гласности.

Счетная палата городского округа Орехово-Зуево образована в целях контроля за исполнением бюджета городского округа Орехово-Зуево, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета городского округа, за законностью, результативностью использования средств бюджета, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

За последнее время в законодательство внесены изменения, направленные на расширение полномочий КСО. Ставятся задачи перехода от финансового контроля к аудиту эффективности использования бюджетных средств, аудиту качества формирования и исполнения местного бюджета.

Президент РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты РФ в январе текущего года, отметил необходимость продолжения работы по повышению эффективности расходования бюджетных средств.

К сожалению, вышеперечисленные задачи в настоящее время сложно реализовывать в полном объеме, в силу того, что штатная численность у нас не дотягивает даже до минимального норматива. Контрольно-счетная палата Московской области координирует деятельность муниципальных КСО в основном в плане сбора ежеквартальной отчетности, а методическое обеспечение практически отсутствует. К счастью есть интернет, в открытом доступе портал Счетной палаты РФ, и мы активно используем наработки коллег.

За четыре года работы своими силами мы разработали стандарты и методические материалы по всем направлениям нашей деятельности. При проведении контрольных мероприятий используем элементы аудита эффективности.

Всего за период работы было проведено 117 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направлено 134 представления по устранению выявленных нарушений на сумму 142,8 млн.руб.

К основным нарушениям, выявленным в первые годы нашей работы следует отнести:

– нарушение порядка работы с денежной наличностью по оформлению авансовых отчетов;

– нарушение правил ведения бухгалтерского учета при проведении кассовых расходов в части применения статей классификации операций сектора государственного управления;

– неэффективное использование бюджетных средств (значительный размер просроченной кредиторской задолженности у муниципальных учреждений, и, как следствие, уплата пеней за несвоевременное перечисление платежей в бюджет, а также, госпошлины);

– неправомерные выплаты работникам муниципальных учреждений (выплаты надбавок, материальной помощи и т.п);

– нарушение муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

– несоответствия между Договорами о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за учреждением, актами приема-передачи и свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления, в части указания размера площадей помещений;

– нарушение требований Положения о порядке передачи в аренду, безвозмездное пользование муниципального недвижимого имущества, без согласования с Комитетом по имуществу администрации.

В последнее время, в связи с тем, что мы используем в работе элементы аудита и привлекаем к проверкам специалистов-экспертов по СМР, чаще стали выявлять такие факты, как:

– некачественное проведение работ по подготовке технических заданий и подготовке условий договоров (контрактов) при размещении муниципальных заказов на выполнение работ, услуг;

– осуществление закупок товаров, работ и услуг преимущественно путем заключения договоров с единственным поставщиком, что исключает возможность конкуренции и снижения начальной максимальной цены;

– завышение сметной стоимости и объемов выполненных работ при проведении капитального (текущего) ремонта;

Чтобы перечислить все нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий понадобится слишком много времени, поэтому я озвучила лишь наиболее характерные.

Отчеты по всем проводимым контрольным мероприятиям направляются в Совет депутатов и Главе городского округа. До сведения руководителей проверяемых объектов и учредителей доводились представления по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Следует отметить, что открытость и гласность в нашей работе позволяет всем получателям бюджетных средств знакомиться на сайте с результатами проверок и дает возможность принять во внимание выявленные недостатки и нарушения, с целью их недопущения в своих учреждениях.

Счетной палатой осуществляется контроль за исполнением представлений и предложений. По итогам данной работы снято с контроля 58 представлений, в связи с их исполнением; устранено нарушений на сумму – 89,3 млн.руб.

В связи с тем, что в настоящее время бюджет преимущественно формируется по программному принципу, перед нами стоит задача проведения экспертизы муниципальных программ и проектов муниципальных правовых актов, в части касающейся расходных обязательств.

Хочу отметить следующее, пока не решен вопрос о наделении должностных лиц муниципальных КСО полномочиями по составлению протоколов об административно-правовых нарушениях, поэтому наши права в привлечении нарушителей к ответственности ограничены. Но Счетная палата имеет право направлять материалы проверок в прокуратуру для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Совместно с органами исполнительной власти мы решаем вопросы по устранению выявляемых нарушений и недостатков, формулируем предложения по эффективному использованию муниципального имущества. Так, например, по нашим предложениям были внесены изменения в Положение о бюджетном процессе в городском округе, в Порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества; утвержден Порядок взаимодействия муниципальных органов и организаций при проведении контрольных мероприятий Счетной палатой городского округа Орехово-Зуево.

В ходе последних контрольных мероприятий в сфере образования в 9 учреждениях было установлено завышение сметной стоимости и объемов выполненных работ по ремонтным работам на сумму 700,3 тыс.руб..В результате проведенной работы совместно с Управление образования возмещено в бюджет 16,5 тыс.руб., выполнены дополнительные работы на сумму 255,4 тыс.руб. По оставшимся к возмещению средствам будет проведена работа по возмещению средств в добровольном или принудительном порядке.

В случаях выявления Счетной палатой фактов общественно опасных деяний и финансовых злоупотреблений, соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

В заключение, хочу отметить, что наша цель не наказать нарушителей бюджетного законодательства, а создать совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими внутренний муниципальный контроль систему превентивных мер по недопущению неэффективного и неправомерного расходования бюджетных средств.

Главная задача контрольно-счетных органов – это обеспечение органов власти достоверной и объективной информацией для принятия решений в интересах населения.

Председатель Л.Н. Кормишкина

 

© Администрация городского округа Орехово-Зуево.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Яндекс.Метрика