Доклад Главы городского округа Орехово-Зуево
20.10.2009 00:00

Доклад Главы городского округа Орехово-Зуево на городской партийной конференции ВПП «Единая Россия»

Социально-экономическое положение городского округа Орехово-Зуево

Определяющей задачей органов местного самоуправления является создание лучшего будущего для своих горожан, повышения уровня и качества жизни своих жителей.

Однако, после многолетнего планомерного экономического роста и повышения благосостояния людей, Россия и, наш город в частности, столкнулся с серьёзными экономическими проблемами. Финансовый и экономический кризис, начавшийся в конце прошлого года, коснулся практически всех сфер деятельности реального сектора экономики.

В условиях финансового кризиса особенно страдают предприятия обрабатывающих производств, таких как ОАО «Карболит», ОАО «Строймашавтоматизация», предприятия текстильной промышленности.

Причинами этого является повышение закупочных цен на сырьё, что приводит к увеличению отпускных цен. Возникают большие проблемы со сбытом и, как следствие, уменьшение объёмов производства.

За 6 месяцев 2009 года объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям составил 4 022,0 млн.рублей. Снижение объёмов отгрузки за 6 месяцев к соответствующему периоду 2008 года составило 5,4%. Промышленными предприятиями отгружено товаров на сумму 2 325,3 млн. руб., снижение составило 2,7%.

Значительно сократились объёмы отгрузки продукции по предприятиям химического производства – на 37,6% (удельный вес химического производства в общем объёме производства обрабатывающих предприятий составляет 30%), текстильного производства - на 13% (удельный вес данного производства составляет – 9%), практически в 2 раза сократилось производство резиновых и пластмассовых изделий, хотя удельный вес его производства и ниже 1%.

В то же время в составе обрабатывающих производств наибольший прирост промышленного производства отмечен по производству готовых металлических изделий – 187,5% (удельный вес этого производства составляет менее 1%), производству одежды-116,6% (удельный вес – 9%), более чем в два раза увеличилось производство медицинских изделий, средств измерений и контроля, управления и испытания (удельный вес 17,5%).

В настоящее время в соответствии с представленными прогнозными показателями промышленные предприятия значительных спадов производства продукции не планируют.

Предприятиями транспорта и связи оказано услуг собственными силами на сумму 389,0 млн. руб., что больше 1 полугодия 2008г. на 2,9%.

За последние годы в городе значительно расширена сеть банковских учреждений. Появились новые отделения и филиалы известных банков. Конкуренция в этой сфере способствует расширению услуг кредитования организаций и предприятий города.

За январь-июнь 2009 года крупными и средними предприятиями города использовано 826,7 млн.руб. инвестиций в основной капитал, что в 2,2 раза больше соответствующего периода прошлого года. На это повлиял ввод эксплуатацию здания пенсионного фонда и вливание инвестиций в основной капитал ОАО «Карболит».

В общем объеме инвестиций в основной капитал 51,1% составляют вложения в обрабатывающие производства.

Необходимо отметить то, что наибольший объём средств предприятия вкладывают в здания и сооружения – 62,1%, на приобретение машин, оборудование и транспортные средства – 37,8 %.

Основным источником инвестиций являются по-прежнему привлечённые средства - 87,8%, собственные средства составляют – 12,2%.

В городе продолжается процесс расширения и качественного преобразования сети предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.

Оборот розничной торговли за отчётный период по крупным и средним предприятиям к аналогичному периоду прошлого года вырос на 65,7%. В структуре товарооборота продажа продовольственных товаров стабильно составляет 45%.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, по г. Орехово-Зуево составляет 2363,3 рубля, что чуть ниже среднего уровня по Московской области.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) за первое полугодие текущего года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,3 % и составила 23,1 тыс. человек.

В конце 2008 года, в начале текущего были произведены кадровые сокращения на ООО «Ткацкие изделия Оретекс», ООО «Пряжа и трикотаж Оретекс», ОАО «Карболит». С 31 марта текущего года на территории города ликвидирован филиал ОАО «Уралсиб».

Кроме того, происходит сокращение работников на предприятиях г. Москвы и других районов области, часть из которых являются жителями нашего города.

Всё это является причиной роста безработицы по городскому округу. Численность официально зарегистрированных безработных лиц по состоянию на 12 октября 2009года составила 1496 человек. Уровень безработицы 2%.

За отчетный период фонд оплаты труда по городу вырос на 7,6 %. Среднемесячная заработная плата за 8 месяцев т.г. составила 19 400 руб., рост - 110,4% (за август она составила уже 19 565 руб.). По трёхстороннему соглашению, принятому в начале года, средняя заработная плата на предприятиях города должна сохраниться не ниже достигнутого уровня 2008 года, что в целом по городу и выполняется.

В целях снижения напряжённости на рынке труда, решением Совета депутатов №19/2 от 09.04.2009 года принята муниципальная Программа мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда.

Участие в данной программе принимают 17 предприятий с предоставлением рабочих мест 198 жителям города по общественным работам, стажировке и опережающему обучению.

Реализацию Программы и контроль за ходом её выполнения осуществляет ГУ МО Орехово-Зуевский центр занятости населения.

Направляются на работу жители и по программам активной политики занятости:

  • несовершеннолетние граждане на временное трудоустройство - 532чел;
  • на общественные работы - 198 чел.;
  • граждане, испытывающие трудности в поиске работы - 23 чел.; и др.

Центром занятости проводятся мини-ярмарки вакансий по профессиям. В результате было трудоустроено 84 чел. В работе ярмарок принимают участие такие предприятия, как ОАО «Карболит», АО «Славянский пух», ОАО «Росно», НПП «Респиратор».

Для поддержки малого и среднего бизнеса города на последнем Совете депутатов утверждена муниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2012гг» с утверждением перечня мероприятий по ее реализации.

Для снижения налогового бремени для предпринимателей города, решением Совета депутатов принято решение о снижении значения корректирующего коэффициента К2, применяемого при расчёте налога на вменённый доход предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. метров. В целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимателей, проводится работа, связанная с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации муниципального имущества, и приобретения прав на аренду муниципального имущества.

Кроме этого, при размещении муниципальных заказов заказчиками обеспечивается размещение заказов у субъектов малого предпринимательства от 10% до 20% от общего годового объёма закупок в соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, установленных Правительством РФ.

За 9 месяцев текущего года у субъектов малого и среднего бизнеса произведено размещение муниципальных заказов на сумму порядка 50,0 млн.руб. В прошлом году такого учёта не велось.

До 50% снижены тарифы на услуги МУП «Орехово-Реклама».

Учитывая социальную значимость вопроса, впервые от уплаты земельного налога освобождены собственники жилых помещений, проживающих в аварийных домах и подлежащих сносу освобождены от уплаты налога на имущество.

Бюджет городского округа Орехово-Зуево на 2009 год сформирован с учётом складывающейся ситуации на финансовом рынке, изменением динамики показателей развития экономики РФ, Московской области и города в целом.

В результате анализа финансово-экономического состояния предприятий и организаций городского округа Орехово-Зуево в условиях мирового финансового кризиса бюджет городского округа в текущем году претерпел 3 изменения и принят с дефицитом (7,27%).

Общая планируемая сумма доходов бюджета городского округа 2009 года без учета средств ОМС составляет 2130,4 млн. руб., что ниже плановых назначений бюджета 2008 года на 2%, в том числе собственные доходы бюджета составляют 51,7% в общих доходах бюджета, что ниже уровня 2008 года на 7,8%.

Произошедшие изменения продиктовали основные ориентиры бюджетной политики города, прежде всего, это социальная направленность. Основными задачами бюджета 2009 года являются сохранение социальной стабильности в городском округе, сохранение достигнутого уровня заработной платы работников учреждений бюджетной сферы и предотвращении срывов её выплаты.

В расходах бюджета предусмотрены только самые необходимые затраты бюджетных учреждений. Возможности планировать бюджетные средства на развитие, капитальный ремонт и другие капиталовложения у нас нет.

Кроме того, финансовый кризис повлиял и на исполнение бюджета прошлого года. Выставленные в конце года на продажу имущество и земельные участки под многоэтажное жилищное строительство не были востребованы. В результате бюджет потерял около 260,0 млн. руб. запланированных доходов, что и послужило причиной возникновения кредиторской задолженности перед поставщиками в размере более 120,0 млн. руб.

Этот факт, конечно, очень осложняет исполнение бюджета текущего года.

Отраслевая структура расходов бюджета 2009 г. в сравнении с 2008 г. изменена в сторону увеличения расходов на ЖКХ с 7,8% до 12,5%, здравоохранения с 19% до 21,6%, при сокращении расходов на госуправление с 6% до 5%, на образование с 45,8% до 44,5% (снижение составили расходы, определяемые в соответствии с выделенной субвенцией на госстандарт).

Удельный вес расходов на заработную плату составил – 59,2% от общей суммы доходов, на коммунальные услуги- около 6%, материальные затраты-11% и на развитие (приобретение оборудования и проведение капитального ремонта) около 3%, в том числе за счёт собственных доходов - 0,3%.

Сегодня на первом месте стоят вопросы оптимизации расходов бюджета, в рамках которых ведется работа по сокращения численности работников госуправления до установленной нормативной (это около 20%) и реорганизации системы здравоохранения, культуры, спорта и физкультуры, Эти мероприятия позволят снизить расходы бюджета, не уменьшая при этом качественные и количественные показатели по предоставлению бюджетных услуг населению.

Однако в трудных финансово-экономических условиях сохранена оптимальная сеть общеобразовательных учреждений. Характеристикой оптимальности сети могут являться наличие общеобразовательных учреждений различных типов и видов. Сохранены начальные классы для обучения детей с ослабленным зрением.
Потребность всех очередников на устройство детей в дошкольные учреждения полностью удовлетворяется как за счёт уплотнения групп, так и за счёт планируемого открытия новых групп в центрах развития ребёнка.

Серьёзное внимание уделяется вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Во всех общеобразовательных учреждениях города, имеющих столовые, во время летних каникул 2009 года организованы городские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей с общим количеством 1200 человек.

Впервые для оздоровления детей в летний период на базе Дворца спорта «Восток» были организованы детские оздоровительные группы. Кроме того, школьным лагерям дворец спорта «Восток» предоставлял в пользование спортивные залы и бассейн, осуществляя своими силами перевозку детей на оздоровительные занятия.

К новому учебному году были приняты все муниципальные образовательные учреждения.

Доля школьников, охваченных горячим питанием, остаётся на прежнем уровне и, в целом, соответствует областным показателям.

К новому учебному году решён вопрос по обеспечению образовательных учреждений медицинским персоналом.

В системе здравоохранения проведены работы по оптимизации собственных расходов, что также позволило сохранить деятельность сети учреждений здравоохранения на должном уровне.

Значительно изменилась структура расходов за счет средств от предпринимательской деятельности. Часть бюджетных обязательств из-за недостаточности бюджетных средств перенесена на платные услуги. Так, за счёт средств от предпринимательской деятельности в МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» проведён капитальный ремонт двух кабинетов, силами МУЗ «Орехово-Зуевский родильный дом» проведён косметический ремонт при плановом закрытии акушерских отделений на дезинсекцию. С начала года проведён ремонт компьютерного томографа в МУЗ «Первая городская больница», клинико-диагностической лаборатории в поликлиническом подразделении №1 МУЗ «Городская поликлиника». С целью экономии бюджетных средств, возобновлена стирка белья силами учреждений.

Доходы от оказания платных услуг по Дворцу спорта «Восток» за 8 месяцев т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 86% и составили почти 3,0 млн.руб.

В системе культуры, спорта, физкультуры и молодёжной политики произошла реорганизация путём слияния двух комитетов, что дало снижение численности аппарата управления и соответственно экономию бюджетных средств.

При этом, количество детей, привлечённых к занятиям «спорта», охваченных культурными и молодёжными мероприятиями не только не сократилось, но и увеличилось в этом году: в спорте - на 11,7%, молодёжной сфере на 15%, культуре на 11,9%

В текущем году в городе проведено 55 спортивных мероприятия: 35 - городских, 15 - областных, 4 - всероссийских и 1 международное. Достижения наши участников самые высокие. На Первенстве Европы среди юниоров по вольной борьбе в Тбилиси ученица ДЮСШ «Спартак-Орехово» Елена Куликова заняла 1-е место, на Первенстве России по бадминтону среди юниоров до 19 лет в парной женской категории Алина Артамонова и Екатерина Болотова заняли 3-е место.

Несмотря на то, что, на подготовку к осенне-зимнему периоду 2009-10 года из-за ограниченности финансовых возможностей не были выделены дополнительные средства, подготовительная работа прошла по плану, и отопление в жилые дома в этом году начали подавать уже 1 октября.

В отчётном периоде была произведена передача государственных дорог в муниципальную собственность с обязанностями по их содержанию. Финансирование из областного бюджета на 2-ое полугодие на содержание дорог составило 11,8% от реальной потребности, в связи с чем местному бюджету пришлось изыскивать дополнительные финансовые ресурсы на содержания дорог.

Большое внимание уделено проведению работ по благоустройству городских территорий. В целях экономии бюджетных средств часть этих работ легла на бюджетные учреждения города и МУП «Городское предприятие коммунального хозяйства и благоустройства».

Для выполнения задач, поставленных перед бюджетом, сегодня администрация города совместно с налоговыми органами и другими администраторами доходных источников проводит большую работу по мобилизации доходов городского бюджета.

Это и работа с недоимщиками и с выявлением организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города, но незарегистрированных в налоговых органах. С целью полноты объектов налогообложения, активизирована работа по паспортизации бюджетных объектов.

Проводится работа с гражданами и юридическими лицами по формированию документов на землепользование и соответственно постановке на кадастровый учёт.

В целях обеспечения повышения доходной части бюджета городского округа Орехово-Зуево, было проведено 8 заседаний межведомственной комиссии по мобилизации доходов, куда приглашаются руководители предприятий и организаций города по вопросам уровня заработной платы, погашения задолженности по налогам и аренде имущества. По итогам работы Комиссии сумма задолженности сократилась на 19,1 млн.руб.

Одним из основных источников в собственных доходах местного бюджета является налог на землю и арендная плата за землю. Администрацией города была проведена инвентаризация всех действующих инвестиционных контрактов, которая выявила неиспользуемые земельные участки с 2004 года, в связи с чем городской бюджет недополучил более 25 млн.руб. В результате не выполнения инвестиционных условий или выполнения их с нарушением условий их заключения, один инвестиционный контракт был расторгнут и в стадии расторжения находятся ещё 17 контрактов. Данная работа позволит освободить от обременения многие земельные участки, пустующие с 2004 года.

Одной из основных задач на ближайшее время является завершение работ по утверждению Генерального плана, что позволит как раз чётко определить и стратегические направления развития города. На сегодняшний день выполнены три этапа из четырёх, к концу текущего года работа по четвёртому этапу будет завершена.

На ближайшую перспективу, необходимо реконструировать районы жилой застройки низкого качества, ликвидировать ветхий жилой фонд. Для этих целей необходимо разработать проекты развития застроенных территорий в границах элемента планировочной структуры, например, отдельной улицы или микрорайона. Существует необходимость в разработке таких проектов по улицам Красина, Торфотранспортной, Московской, Горького, Луговой.

Необходимо перейти к интенсивному использованию внутренних резервов в пределах уже сложившихся и недостаточно эффективно используемых территорий.

Сегодня необходимо завершить ремонт путепровода через железную дорогу, ввети новый мост через р. Клязьма, достроить и ввести в эксплуатацию женскую консультацию, существует потребность в строительстве детского сада на 120 мест по ул. Северная, спортивного зала для клуба ДЗЮДО в районе 17 школы, завершить работы пол вводу в эксплуатацию после реконструкции Досуговый Центр «Мечта», принять в муниципальную собственность Дворец спорта «Восток»

Необходимо провести инвентаризацию всей ливнёвой системы города и для получения из бюджета Московской области денежных средств на её содержание и ремонт, а подчас и на восстановление отдельных участков, подготовить её для принятия в муниципальную собственность. Требуют решения вопросы переселения жителей города из аварийного жилищного фонда и в первую очередь жителей домов №№16,18 по ул. Бугрова, восстановления сгоревшего дома по ул. Ильина д.12.

Работы предстоит много, но только совместными усилиями, мы можем достичь поставленных целей и задач, направленных на создание условий повышения уровня и качества жизни населения.

 

© Администрация городского округа Орехово-Зуево.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Яндекс.Метрика